Логопедический кабинет в доу оформление. Как открыть кабинет логопеда и как заработать на этом деньги. Что можно сделать своими руками
Зонирование логопедического кабинета
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
- Рабочий стол учителя-логопеда.
На рабочем столе находится логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета; протоколы по набору и выводу детей из речевой группы; перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы; журналы обследования речи детей (по возрастным группам); журнал посещаемости; журнал движения детей; речевые карты;
портфолио научно-методических достижений логопеда).
2. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшете «Советы логопеда» в коридоре у кабинета, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, на планшете «Уголок логопеда» в раздевалке логопедической группы
3. Зона по коррекции произношения располагает настенным зеркалом, набором индивидуальных зеркал, рабочими планшетами с артикуляционными укладами, изображениями основных артикуляционных упражнений, сменная игрушка на развитие физиологического дыхания, соответствующий занимательный картинный материал, а также большая игрушка – Колобок-говорун.
4. Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через рабочий планшет, содержащий картинный материал, рассказы и сказки для пересказов, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. В витражном окне «Паровозик» меняется экспозиция в зависимости от времени года.
5. Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты. Это пространство оборудовано многофункциональной магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой (она же призвана превращаться в «волшебную палочку»), учебными планшетами – «Характеристика звука», «Место звука в слове» и др.
6. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:
справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;
материалы по обследованию речи детей;
методическая литература по коррекции звукопроизношения;
методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
учебно-методическая литература по обучению грамоте;
учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами);
пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, игрушки);
оборудование, способствующее формированию речевого дыхания;
оборудование, способствующее развитию пальце-кистевой моторики.
Людмила Трашенкова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ
(учитель-логопед Трашенкова Л . В.)
Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ . В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. В настоящий момент можно с уверенностью сказать, что организация среды моего логопедического кабинета полностью соответствует требованиям ФГОС. Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием , новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.
Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая , можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство. Можно выделить следующие зоны :
Зона коррекции звукопроизношения;
Рабочая зона учителя-логопеда ;
Учебно-образовательная зона;
Зона игрового сопровождения;
Зона развития мелкой моторики ;
Зона хранения дидактического и методического материала;
Консультативно-информационная зона.
1. Зона коррекции звукопроизношения.
Зона оснащена современным логопедическим оборудованием : логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой, тренажёрами для кончика языка, американскими массажёрами для языка «Z-Vibe» , зондозаменителями, роторасширителями, пособиями для развития воздушной струи , одноразовыми влажными салфетками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов .
2. Учебно-образовательная зона
Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей, канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см, настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.
3. Зона хранения дидактического и методического материала
Зона оснащена функциональными шкафами, стеллажами с полками. Дидактический материал систематизирован, эстетично оформлен. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека по автоматизации звуков в речи, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека)
4. Зона игрового сопровождения
Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото , слоговые домино , магнитные игры по развитию речи , слоговые копилки и др .). Игры на развитие внимания , памяти, мышления («Логика» , «Контуры» , «Угадай по цвету» , электро-викторина «Смешарики» и др.
5. Зона развития мелкой моторики
Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок» , мягкие конструкторы и др.)
6. Консультативно-информационная зона
Перед кабинетом учителя- логопеда расположен эстетично оформленный информационный стенд «Уголок логопеда » , также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты) .
7. Рабочая зона учителя-логопед
Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.
Дополнительное финансирование в рамках реализации различных инновационных проектов позволило приобрести в логопедический кабинет современную компьютерную методику для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии (автор Акименко) .
Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.
Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.
Публикации по теме:
С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.
Организация предметно–пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в ДОО Старший воспитатель Шамукова Г. Х. Важным направлением работы дошкольной образовательной организации традиционно выступает поиск оптимальных.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр. Воспитатель Никульникова А. Ф., МБДОУ д/с №49, г. Ставрополь.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе «Звездочка» Паспорт группы Цель: Содействовать развитию ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.
Маргарита Андреева
динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.
Маргарет Тэтчер
Приветствую Вас, уважаемые коллеги!
С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии :
Работаю над развитием слухового внимания;
Речевого, фонематического слуха;
Физиологического и речевого дыхания;
Формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;
Развитием грамматического строя речи;
Развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы) .
Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.
Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа , синтеза.
Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.
Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.
Добро пожаловать!
На входной двери кабинета табличка «Логопед » , расписание работы логопедического
кабинета и «Секрет от логопеда » :
Как говорить и ясно, и понятно,-
Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД .
Он учит речевой коммуникации,
Грамматика и лексика - его предмет.
Дыханию, фонации, артикуляции
Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД .
Он педагог, Учитель и психолог,
Филолог он, и он языковед,
Он воспитатель, доктор, дефектолог,
Актер, оратор – это ЛОГОПЕД .
Исследователь, методист, новатор,
Он диагност, корректор и эксперт,
И консультант, и наблюдатель –
Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД .
Кабинет логопеда .
Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.
1. Рабочее место логопеда .
2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда » : График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий) ; Памятки «Гласные звуки и буквы» , «Классификация согласных звуков речи» , «Строение зубочелюстной системы» .
3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия ).
4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички» .
5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков» , где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры :
5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.
5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия) .
5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.
5.5. Фрукты и овощи.
5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»
5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка» ; «Лягушка-говорюшка» .
5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.
6. «Логопедические помощники » - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь) .
7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники » (в специальных баночках) : камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.
9. В шкафу находятся «логопедические ключики » - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.
10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад» .
11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда » , а так же литература и прочие методические пособия.
13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми) .
14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями) .
15. Учебная зона логопедического кабинета : доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.
16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики» , цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).
Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 10»
Паспорт
логопедического кабинета
Подготовила:
учитель-логопед: Азарова О. Н.
2015 год
Краткое описание
Дата создания кабинета 1994-95 учебный год. Общая площадь – 17, 2 м 2 . В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 6 рабочих места для занятий детьми. Кабинет хорошо освещён, два больших окна. По площади подходит для занятий с группой до 6 человек. Стены оклеены обоями. Пол покрыт линолеумом. На потолке светильники с дневным освещением, потолок побелен.
На данный момент, администрацией гимназии произведён заказ следующих товаров, которые поступят на логопедический пункт в декабре 2015 года:
- Комплект массажных зондов (8 штук).
- Стерилизатор термический для логопедического инструмента с кварцевыми шариками.
- Стол дидактический для логопеда.
- «Эхо» микрофон.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия с обучающимися 1-4 классов.
Помещение кабинета условно поделено на зоны:
- Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
- Автоматизации звуков речи.
- Дифференциации звуков речи.
- Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
- Обучения грамоте, коррекции нарушений процессов чтения и письма.
- Коррекция психических процессов.
- Наглядных пособий.
- Рабочее место учителя и ТСО.
- Методическое обеспечение учебного процесса.
Основные направления работы,
проводимой в логопедическом кабинете:
- логопедическое обследование;
- составление индивидуальных программ логопедического сопровождения и планов групповой работы;
- проведение индивидуальных и групповых занятий;
- консультирование педагогов и родителей;
- ведение документации.
Оснащение кабинета
№ п/п | Наименование | Количество |
Стол канцелярский | ||
Комплект «стол – стул» | ||
Стулья | ||
Шкафы для пособий | ||
Зеркало настенное для индивидуальных занятий | ||
Зеркало индивидуальное | ||
Ноутбук | ||
Демонстрационная доска | ||
Магнитная доска | ||
Набор канцелярский для учителя - логопеда | ||
Набор канцелярский для детей | ||
Диски с записям для воспроизведения на компьютере (приложение №1) | ||
Магнитофон | ||
Фонотека (приложение №1) | ||
Бумажные салфетки | ||
Набор логопедических зондов | ||
Этиловый спирт | ||
Вата | ||
Бинт | ||
Стерильные перчатки | ||
Секундомер | ||
Шпатель медицинский деревянный однократного применения | в наличии |
|
Салфетка спиртовая | в наличии |
|
Песочные часы | ||
Библиотека учителя - логопеда | ||
Информационный материал для родителей и педагогов (приложение №1) | ||
Магнитная азбука с кассой букв | ||
Наборное полотно | ||
Систематизированный наглядный материал (диагностика и коррекция звукопроизношения, связной речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя; материалы по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии) (приложение №1) | ||
Речевые игры (приложение №1) | ||
Игрушки, мяч | ||
Игры на развитие высших психических функций (приложение №1) | ||
Настольные игры (приложение №1) | ||
Цветы | ||
Стенды | ||
Артикуляции звуков | ||
Рисунки для формирования правильной артикуляции |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Документация логопеда
№ п/п | Наименование |
Нормативно-правовая база. Законы РФ. |
|
Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ. |
|
Образцы ведения документации учителем-логопедом ОУ. |
|
Паспорт логопедического кабинета. |
|
План доукомплектования кабинета. |
|
Журнал учета посещаемости логопедических занятий. |
|
Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи. |
|
Речевые карты. |
|
Список обучающихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия. |
|
Списки обучающихся по логопедическим группам. |
|
Годовой план логопеда. |
|
Перспективные планы индивидуальной логопедической работы. |
|
Перспективные планы работы групповой работы. |
|
Поурочные планы. |
|
Расписание работы учителя-логопеда. |
|
План повышения профессионального мастерства. |
|
Отчёт работы логопеда за прошедший учебный год. Аналитическая справка к отчёту. |
|
Папка «Работа с родителями учителя-логопеда». |
|
Папка «Открытые занятия учителя-логопеда». |
|
Папка «Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами школы». |
|
Папка «Инновации и распространение педагогического опыта». |
|
Папка с материалами для логопедических уголков. |
|
Папка «Коррекционная педагогика». |
Материалы для логопедического обследования
№ п/п | Наименование |
Материалы для логопедического обследования по Трубниковой Н.М. |
|
Методики по выявлению оптической дисграфии обучающихся общеобразовательной школы. Авторы: О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. |
|
Диагностика мелкой моторики детей. |
|
Схема обследования детей с дизартрией по методике психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой. |
|
Практические материалы для обследования устной и письменной речи детей по Т.А. Фотековой. |
|
Структура протокола обследования речи обучающихся. |
|
Альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования по О.Б. Иншаковой:
|
|
Обследование устной и письменной речи О. И. Ишимова, О. А. Бондарчук « Логопедическая работа в школе: пособие для учителей логопедов», 2012. |
Материалы для формирования и коррекции речевого дыхания, артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
№ п/п | Наименование |
Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:
|
|
Подборка картинок для артикуляционной гимнастики. |
|
Папка «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв). |
|
Папка с практическими материалами для проведения артикуляционной гимнастики. |
|
Папка с физминутками. |
|
Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам. |
|
Папка с профилями артикуляции и символами свистящих, шипящих, сонорных звуков [р], [л]. |
|
Папки с картинками для артикуляции и постановки звуков:
|
|
Папка с картинками артикуляционных упражнений и их символов. |
|
Папка с картинками для развития и коррекции мимики и эмоций. |
|
Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары и др. |
|
Настольные игры для автоматизации звуков: Игра – ходилка «Дружные пингвины», игра «Холодильник», игра «Планеты», «Варежки и перчатки» |
|
Папка с практическими материалами: «Гласные звуки». |
|
Подборки картинок на гласные звуки. |
|
|
|
Альбом «Картинки для автоматизации звуков». |
|
Рабочие тетради по автоматизации звуков:
|
|
Подборки игр на автоматизацию звуков:
|
|
Игры на развитие речевого дыхания: «Горячий суп», «Бумажная кукла». |
|
Игры для коррекции слоговой структуры слова:
|
|
Кубик, бусы для коррекции слоговой структуры слова. |
|
Постановочные зонды. |
|
Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков. |
Пособия для развития мелкой моторики
№ п/п | Наименование |
Пуговицы, мелкие предметы и игрушки. |
|
Пособия для шнурования: «Шнуровальный планшет». |
|
Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики. |
|
Пластилин. |
|
Цветные карандаши, краски, фломастеры |
|
Трафареты. |
|
Картинки для раскрашивания и штрихования. |
|
Материалы для самомассажа пальцев рук. |
|
Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук. |
|
Мозаики. |
|
Счёты. |
Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)
№ п/п | Наименование |
Пособия для различения неречевых звуков: бубен, свисток, звучащие игрушки. |
|
Наглядный материал для различения речевых звуков по высоте. |
|
Наглядный материал для различения ритмических последовательностей. |
|
Альбом с картинками – словами паронимами. |
|
Настольные игры на дифференциацию звуков: лото «Футбольный мяч», «Гантели», «Гармошка для крокодила Гены», «Как зовут детей», «Что проглотила акула». |
|
Альбомы с картинками на дифференциацию звуков. |
|
Папки с практическим материалом для дифференциации звуков: Дифференциация гласных
Дифференциация согласных
|
|
Подборки игр на дифференциацию звуков:
|
|
Логопедические раскраски |
|
Настенное полотно «Фонетический разбор слова» |
Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи
№ п/п | Наименование |
Демонстрационный материал для занятий по лексическим темам:
|
|
Картотека загадок по лексическим темам:
|
|
Кукла. |
|
Игрушки. |
|
Папки:
|
|
Игры «Когда это бывает?» на развитие словаря и связной речи по теме «Времена года», «Кого много?», лото «Мой-моя-моё», «Накорми птиц», «Почтальон» |
Материал для развития навыков звукобуквенного анализа и синтеза и обучения грамоте
№ п/п | Наименование |
Кассы букв. |
|
Символы звуков. |
|
Звуковая линейка. |
|
Схемы предложений. |
|
Разрезные карточки «Собери букву». |
|
Папка «Буквы». |
|
Карточки со слогами. |
|
Настенное пособие «Алфавит». |
|
Наборное полотно для составления слов из букв. |
|
Настенное пособие « Звукобуквенная схема» |
|
Тексты для проверки техники чтения. |
|
Книги для чтения. |
|
Картинки с текстами для чтения. |
|
Игры:
|
|
Таблицы со слогами для составления слов. |
|
Папки:
|
Материалы для развития высших психических функций
№ п/п | Наименование |
Пазлы и разрезные картинки. |
|
Домино. |
|
Мозаика. |
|
Игры:
|
|
Методические пособия:
|
|
Папки:
|
Компьютерные логопедические программы
№ п/п | Наименование программы |
Azbuka Pro |
|
Обучение грамоте. |
|
Логопедическая служба в системе ППМС-сопровождения |
|
Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей. |
|
Л. Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия» 400 упражнений на СD диске. Выпуск 1. |
|
Л. Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных» 280 упражнений на СD диске. Выпуск 2, часть 1. |
|
Л. Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных» 315 упражнений на СD диске. Выпуск 2, часть 2. |
|
Л. Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, л-р» 340 упражнений на СD диске. Выпуск 2, часть 3. |
Фонотека
п/п | Описание |
Логопедические распевки. |
|
Детские песенки для автоматизации звуков (аудиапрограмма). |
|
Артикуляционная гимнастика под музыку (аудиапрограмма) . |
|
Песни детям обо всём на свете (диск №1). |
|
Песни детям обо всём на свете (диск №2). |
|
Звуки природы для детей «Малыш у моря» |
|
Звуки природы для детей «Малыш в деревне» |
|
Лечебная музыка Китая «Ароматерапия» |
|
Трудные звуки (аудиапрограмма). |
Учебно-методический комплекс по предупреждению
И коррекции письма и чтения
№ п/п | Наименование комплекса |
|
УМК по письму:
Развитие речи. Письмо (О. А. Ишимова, А. А. Алмазова). Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу (О. А. Ишимова, Е. В. Дерябина) Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу (О. А. Ишимова, Е. Х. Заббарова) Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу (О. А. Ишимова, В. Д. Подотыкина) Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных (О. А. Ишимова, Н. Н. Алипченкова) Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово ((О. А. Ишимова, И. Е. Юсов) |
||
УМК по чтению:
Чтение. От буквы к слогу и словам (О. А. Ишимова) Чтение. От слога к слову (О. А. Ишимова) Чтение. Читаю словами (О. А. Ишимова) Чтение. Читаю и понимаю (О. А. Ишимова, С. И. Сабельникова) |
||
Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. Ястребова А. В., Бессонова Т. П., 2015. |
||
Учусь не путать буквы. Альбом 1. упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Е. В. Мазанова, 2011. |
||
Учусь не путать буквы. Альбом 2. упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Е. В. Мазанова, 2011. |
||
Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по акустической дисграфии, Е. В. Мазанова, 2011. |
||
Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по акустической дисграфии, Е. В. Мазанова, 2011. |
||
Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии, Е. В. Мазанова, 2011. |
||
Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, Е. В. Мазанова, 2011. |
||
Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий, Л. М. Козырева, 2006. |
||
Составь предложения. Мы читаем по слогам. Тетрадь для логопедических занятий, Л. М. Козырева, 2006. |
||
Различаем глухие и звонкие. Тетрадь для логопедических занятий, Л. М. Козырева, 2006. |
||
Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий, Л. М. Козырева, 2006. |
||
Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий, Л. М. Козырева, 2006. |
||
Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий, Л. М. Козырева, 2006. |
||
Папка по коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза:
|
||
Папка по коррекции аграмматической дисграфии:
|
||
18 | Папка по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация:
|
Компьютерные презентации
№ п/п | Наименование презентации |
1 | |
2 | Развиваем навык чтения. |
3 | Скорость чтения. |
4 | Звукослоговой анализ слов. |
5 | Буквы. |
6 | Буквы в «живых» картинках. |
7 | Тру-ля-ля. |
8 | Артикуляционная гимнастика для звука [с]. |
9 | Буква Е. |
10 | Буква Я. |
11 | Звук и буква И. |
12 | Буква Ю. |
13 | Звук и буква У. |
14 | Звук и буква Э. |
15 | Звук и буква А. |
16 | Звук и буква О. |
17 | Звук и буква Ы. |
18 | Дифференциация Ш-Ж. |
19 | Различай звуки [ш]-[ж]. |
20 | Различай звуки [с]-[ц]. |
21 | Различай звуки [щ]-[с"]. |
22 | Различаем звуки [л]-[р]. |
23 | Автоматизация звука [ж] в предложениях и тексте. |
24 | Приключения пчёлки Жужу. |
25 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [ж]. |
26 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [ж] в предложениях. |
27 | Фонетические рассказы. Звук [з]. |
28 | Фонетические рассказы. Звук [ц]. |
29 | Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях. |
30 | Звук [ш]. |
31 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [ш]. |
32 | Обобщённые слова при автоматизации звука [ш]. |
33 | Развитие мелкой моторики при автоматизации шипящих. |
34 | Лабиринт на [л]. |
35 | Образование множественного числа существительных при автоматизации звука [л]. |
36 | Развитие памяти при автоматизации звука [л] в закрытом слоге. |
37 | Развитие памяти при автоматизации звука [л] в словах. |
38 | Фонетические рассказы. Звук [л]. |
39 | Артикуляционная гимнастика и автоматизация звука [р] в слогах. |
40 | Развитие памяти при автоматизации звука [р] в обратном слоге. |
41 | Развитие памяти при автоматизации звука [р] в словах. |
42 | Развитие памяти при автоматизации звука [р] в предложениях. |
43 | Автоматизация звука [р] в словах. |
44 | Автоматизация звука [р] в предложениях и тексте. |
45 | Автоматизация звука [р] в связной речи. |
46 | Образование множественного числа существительных при автоматизации звука [р]. |
47 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [р]. |
48 | Звуки [б], [б"], буква Бб. |
49 | Звуки [г], [г"], буква Гг. |
50 | Звуки [в], [в"], буква Вв. |
51 | Звуки [д], [д"], буква Дд. |
52 | Звуки [т], [т"], буква Тт. |
53 | Звуки [н], [н"], буква Нн. |
54 | Звуки [х], [х"], буква Хх. |
55 | Звук и буква Сс. |
56 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [c]. |
57 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [c] в словах, предложениях и тексте. |
58 | Обобщение при автоматизации звука [с]. |
59 | Автоматизация звука [c] в словах, предложениях и тексте. |
60 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [ч]. |
61 | Бабочки. На развитие дыхания. |
62 | Формирование слоговой структуры слова 1. |
63 | Формирование слоговой структуры слова 2. |
64 | Антонимы (6 презентаций). |
65 | Звукоподражания. Кап-куп. |
66 | Учим глаголы (2 презентации). |
67 | Называем игрушки. |
68 | Слова-предлоги. |
69 | Развитие речи 1. |
70 | Развитие речи 2. |
71 | Составление рассказа по опорным словам. |
72 | Составление рассказа на тему «Транспорт». |
Учебники и справочники по логопедии
Список литературы:
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие-М.:»Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС»,1997-256с.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-336с.
- Логопедия: Учеб. для студентов дефектол.фак. пед ин-ов \Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др., Под ред. Л. С. Волковой.-2-е изд.-в 2-х книгах. Книга 1. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 384с.
- Логопедия: Учеб. для студентов дефектол.фак. пед ин-ов \Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др., Под ред. Л. С. Волковой.-2-е изд.-в 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 147с.
- Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001-208 с.
- Лаптева Е. В. 600 упражнений для развитии дикции \ Е. В. Лаптева.- М.: Астрель: Профиздат, 2007-94 с.
- Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 280 с.
- Богомолова Л. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». СПб., 1994.208 с.
- Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Пособие для учителей логопедов. М.: Просвещение. 1978.- 103 с.
- Заводнова Н. В. Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения \ Н. В. Заводнова. \ Ростов на \Д: Феникс, 2005.- 240 с.
- Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Изд-во «Просвещение» - М.: 1987
- Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.- 112с.
- Локтионова В. В. Коррекция письма и чтения у детей НВОНР 2 этап (Практический материал по освоению учащихся синонимов, антонимов и омонимов) – из опыта работы.- КИНПО (ПК и ПП) СОО, 2008г.
- Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-224 С.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет.- М.: Издательство «Гном и Д», 2004, - 20с.
- Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников; Учебное пособие. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002.- 224 с.
- Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки миниатюры, Пособие для логопедов.-М.: «Гном – Пресс», 1999. – 80 с.
- Селивёрстов В. И. Заикание у детей: Пособие для логопедов.- 2-е изд., перераб- М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
- Заикание у подростков: Книга для логопеда: ИЗ опыта работы \Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Коломина и др.; Составитель М. И. Буянов.- М.: Просвещение, 1989. – 175с.
- Звуки на все руки. 50 логопедических игр. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г.
- Логопедическая рифмовка и миниатюры. Алифанова Е. В., Егорова Н. Е.
- Дидактический материал для исправления произношения, чтения и письма. Сукач Л. М.
- игры в логопедической работе с детьми. В. И. Селивёрстова.
- Ишимова О. А. логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов/ О. А. Ишимова, О. А. Бондарчук.- М.: Просвещение, 2012.-176с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
- Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.1: пособие для логопедов/ под редакцией Р. И. Лалаевой.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- 302 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
- Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.2: пособие для логопедов/ под редакцией Р. И. Лалаевой.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- 302 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
- Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.3: пособие для логопедов/ под редакцией Р. И. Лалаевой.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- 302 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
- Л. Н. Зуева, Е. Е. ШевцоваНастольная книга логопеда: справ.-метод. пособие.- М6 АСТ: Астрель: Профиздат, 2005.- (Библиотека логопеда)
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми.- «Детство Пресс», 2000.
- Козырева Л. М. Логопедическая работа в классах коррекции. Смоленск, 1997.
- Шклярова Т. В. Орфографический словарь. Начальная школа.-М6.ВАКО, 2014.
- Ушакова С. А. Словарь трудностей русского языка.-М: РИПОЛ классик, 2014.
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
- Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е. В. Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство Гном, 2012. – 184с.
- Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов/ Е. В. Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство Гном, 2011. – 128с.
- Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е. В. Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство Гном, 2012. – 190с.
- Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е. В. Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство Гном, 2012. – 184с.
- Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.- 112 с. – (Мастерская учителя).
- Гаврикова М. Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / М. Ю. Гаврикова: 2-е изд., дополненное.- М.: Глобус, Волгоград: 2007.- 176 с. – (Школа).
- Локтионова В. В. Коррекция письма и чтения у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. (Практический материал по освоению учащимися синонимов, антонимов и омонимов), Курск – 2008.
«Правильная речь открывает человеку новый мир»
Н. М. Карамзин
В одна тысяча девятьсот девяносто девятом году в городе Санкт-Петербурге я получила специальное образование (курсы логопеда). Это и определило мою дальнейшую судьбу.
Через год, вернувшись на родину в село Михайловское, я была приглашена в специальную (коррекционную) школу на должность учителя-логопеда.
Мне отвели рабочую площадь 9 м 2 в медицинском блоке (вместо 24 м 2 по санитарным нормам). В наследство «досталось» шикарное окно – 180 х 150 см.
Из всего логопедического оборудования приходилось довольствоваться партами, стульями, доской и зеркалами. Руки мыли в тазике.
Одна из стен кабинета, оклеенная фотообоями, была так привлекательна для детей, что на ней все время образовывались дыры.
Единственным достоинством помещения стал покрытый линолеумом пол.
Специфика школы такова: много детей, требующих моего внимания, но при этом помещение маленькое. Исходя из существующих условий, уделила внимание разработке методик по улучшению коррекционной, развивающей оздоровительной работы. Это дало свои положительные результаты. Я чувствовала, что они могли быть лучше. Но окружающая обстановка кабинета, его маленькая площадь, недостаток дизайна стала серьезным препятствием в логопедической работе.
Администрация школы, заинтересованная в результатах повышения качества знаний, умений и навыков, приняла решение расширить помещение и оснастить его оборудованием. И за три года мой рабочий кабинет преобразился до неузнаваемости.
Первое, что было сделано – увеличена площадь до 26 м 2 . Проведены штукатурно-малярные работы, в результате которых стены выкрашены в спокойные (кофе с молоком) тона. Вставлено большое пластиковое окно, через которое проходит много солнечного света. Картину дополняет белая штора с розовым узором, часы, вазы с цветами (фото 1).
Помещение хорошо освещено искусственным светом. Мягкий свет ламп зрительно расширяет пространство. Есть и локальный свет над зеркалом, около учебной доски (фото 2, 3).
Новая школьная мебель расположена в двух секциях. В первой секции проводятся групповые занятия, во второй – индивидуальные. Между ними имеется ширма зеленого цвета, разделяющая группы на занятиях (фото 4, 5).
Единое напольное покрытие светлого голубого цвета стирает границы между двумя условными зонами.
Детям приятно подойти к умывальнику, перед и после проведения занятий, взять в руки ароматическое мыло, расслабить их под освежающей струей воды. Ребенок успокаивается, освобождается от нервных перегрузок, достигается внутреннее спокойствие, душевное равновесие (фото 6).
Интерьер кабинета способствует настрою на выполнение учебной работы. Чтобы внимание педагога было максимально сконцентрировано, нет раздражающих деталей дизайна. Соответственно, имеется определенное цветовое покрытие, гармонично подобранное для хорошего настроения, самочувствия и несущее положительную энергию. Все продумано до самых мелких мелочей. Окружающая обстановка помогает осуществить задуманное дело.
На полу темно-зеленая ковровая дорожка – часто на занятиях служит лесной лужайкой (фото 7).
На одной из стен кабинета в одну строку наклеены высказывания выдающихся людей:
«Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; все зернисто, как сам жемчуг…» .
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает множество мыслей, чувств, образов, логику… Таков великий народный педагог – родное слово» .
«Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!» .
«Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до глубины!» .
«Какая осторожность и нежность нужны, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю» .
Эти высказывания создают в пространстве кабинета возвышенный, душевный настрой. Сложно ярче и точнее показать всю значимость работы логопеда, передать дух, царящий во время занятий (фото 8).
На боковой стороне рабочего стола логопеда создана логопедическая полянка. Из цветной бумаги изготовлены цветочки, зеленая трава, движущиеся гусеницы, летящие бабочки, птицы. От дуновения воздуха оживают лепестки, цветки или бабочки приходят в движение. С помощью логопедической полянки можно выполнять дыхательную гимнастику, можно заняться счетом фигурок (фото 9).
Или вот еще, на полочке стоит волшебный мешочек. Его наличие вполне обосновано: в нем могут находиться отгадки на предложенное задание.
Золотое правило логопедического кабинета (вывешено на дверях внутри помещения) – сотрудничество педагога и ученика.
Неслучайно он получил название «Золотая речь». «Золотая» потому, что ученику с речевыми дефектами нужна грамотная коррекционно-развивающая поддержка педагогов и родителей. Только тогда речь школьника от совместных усилий приобретет «золотую» речевую норму.
Для реализации задуманной идеи немаловажное значение в успешной логопедической работе имеет дизайн логопедического кабинета.
Каждый фрагмент кабинета выверен с изысканным эстетическим вкусом и несет рабочую нагрузку. И главная идея – положительное влияние дизайна помещения на психологическую атмосферу занятий. Дизайн кабинета соответствует закону детства: «Учимся, играя!», и детям здесь интересно, они с удовольствием идут на занятия!
Коллеги дарят комплименты: «Ты обустроила свой класс, создала свой мир, в котором хочется работать, учить ребенка читать и писать…» Для меня же логопедический кабинет стал творческой мастерской.
Все пространство делится на двенадцать функциональных зон.
Первая зона – коррекции произношения. Настенное зеркало 110х30 см, мини-ширма зеленого цвета, ассоциирующаяся с весенним пробуждением природы; артикуляционные уклады, настраивающие на работу, а также большая мягкая игрушка – собака Малыш, помогающая в упражнениях с языком (фото 10, 11).
Вторая зона – для индивидуальной работы. Здесь располагается настенное зеркало прямоугольной формы размером 110х30 см. Вдоль зеркала наклеены слоговицы - 8 ярко-желтых квадратов 8х8 см, помогающие правильно проговаривать многосложные слова. Такое решение приносит ощущение солнечного света, радостного настроения (фото 12).
Третья зона – оздоровительно-развивающая:
«чудесный песочек» (песочная терапия). Песочница окрашена в голубой цвет (это вода) – «песок, окруженный водой». Цвет песка – желтый Он формирует нейтральный контрастный фон, на котором видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. Это невербальная символическая игра, поддерживающая работу пальчиковой моторики (фото 13).
«бегущие огоньки» - офтальмотренажер - стимул усиления зрительного восприятия. С помощью такого тренажера ученики снимают напряжение с глаз после продолжительного выполнения задания. Свет, созданный несколькими потолочными точечными светильниками очень хорошо моделируется и создает каждый раз новое оформление интерьера (фото 14).
Четвертая зона – для работы по развитию речи. Действие разворачивается на лесной полянке, в качестве которой выступает ковровая дорожка. Таким образом, существующая «лесная полянка» оживает сказочными героями. Декоративное построение зоны совершенствует фрагмент кабинета (фото 15).
Пятая зона – образовательная, по освоению чтения и письма. Это пространство оборудовано многофункциональным местом. Сюда входит магнитная доска с комплектом цветных магнитов, указка, учебный материал, песочные часы, «Дружок» - метроном для формирования размеренного темпа и ритма чтения, четыре парты, школьные стулья. Здесь применяется ширма «Логопедический букварь», на которой вывешиваются слова для чтения в медленном, нормальном, быстром темпе. Это удобно при проведении занятий. Ширма в этом случае является объединяющим элементом интерьера, и в тоже время разделяющим на секции (фото 16).
Шестая зона – «и стены учат». На одной из стен вертикально натянуты цветные ленты для крепления демонстрационного и дидактического материала. Картинки крепятся с помощью прищепок и зажимов (фото 17).
Седьмая зона – «экзаменатор». Оборудование представляет собой настенную конструкцию с кармашками для предметных картинок со звуковым и световыми сигналами. «Экзаменатор» позволяет наглядно проверить знания, умения и навыки учеников (фото 18).
Восьмая зона – «Логопедическая дорожка». Она уютно расположилась на голубом фоне пола. Внешний вид варьируется в соответствии с необходимыми условиями. «Логопедическая дорожка» служит для динамичного речемоторного проговаривания текста (или стихотворения) (фото 19, 20).
Девятая зона ТСО (технических средств обучения): магнитофон, микрофон, телевизор, DVD , метроном, аудиотека (кассеты с записями детей и популярными песенками, сказками) (фото 21).
Десятая зона – рабочая зона учителя-логопеда. Здесь в момент подготовки к урокам много всего: речевой материал, демонстрационные и раздаточные пособия, игрушки. На рабочем столе находится логопедическая документация.
Одиннадцатая зона – методического, дидактического и игрового сопровождения. Она располагается на полочках изящной этажерки, где находится справочная и учебная литература.
Двенадцатая зона – информационная для педагогов и родителей «Советы логопеда» расположена в коридоре, ведущем в кабинет. Содержит популярные сведения о коррекции и развитии речи (фото 22).
Для тринадцатой школы (в районе двенадцать действующих массовых школ) мне бы хотелось иметь тринадцатую действующую функциональную зону в кабинете, в которой находился бы современный компьютер или ноутбук для использования в обучающем процессе компьютерных логопедических программ. Такие программы («Игры для Тигры») учат детей правильно и красиво говорить по картинкам; развивают физиологическое дыхание. Наберешь побольше воздуха, выдохнешь, и на экране «оживут» кораблики, поплывут от одного берега к другому. «Видимая речь-2», «Мир за твоим окном», «Дэльфа 142» применяются для коррекции устной и письменной речи и т. д.
Это будет хорошим дополнением к повышению качественных результатов по коррекции и развитию речи, личности ребенка.
Дизайн кабинета отвечает четырем необходимым условиям организации коррекционно-развивающего, оздоровительного процесса: практично, эстетично, многофункционально, оригинально.
Используя в работе реализованные решения (функциональные зоны), достигла эффективности в учебной и воспитательной работе [см. Приложение ] .
За последние три учебных года (с 2006 года по 2008 год) было выявлено 72 учащихся с нарушением речи. Из них было выпущено 36 учеников. Организация и проведение логопедических занятий дали положительные результаты в виде улучшения устной и письменной речи.
Литература
1. Гоголь Н. В. Предметы для лирического поэта в нынешнее время. – М.: ПСС., 1951. т. VIII , с. 279.
2. Пословицы и поговорки народов мира.
3. Словарь «История философии» под редакцией Грищанова Н. А. Издательство «Книжный дом», 2002.
4. Станиславский К. С., Ивлев С. А. Азбука актерской игры (система К. С. Станиславского)
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.
6. Сухомлинский В. А., Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение., 1988.
7. Ушинский К. Д. «Родное слово». Собр. соч.. М., Л., 1948. Т. 2. с. 574.
8. Януш Корчак. Право ребенка на уважение (аудиокнига). Формат: MP 3. 1 ч. 19 мин.
- Должностная инструкция рабочего по комплексному обслуживанию здания Рабочий обслуживанию здания 1 разряда
- Сколько в среднем зарабатывает адвокат в россии и за рубежом Сколько зарабатывает адвокат по уголовным делам
- Крестьянин и его сыновья
- Первый арктический газовоз «Кристоф де Маржери» прибыл в Сабетту